Жанры и предупреждения. Ожидания и реальность.
4 основных жанраГет
Тут обычно все просто. Обычно от этого жанра ждешь слащавую историю любви в лучшем стиле женских романов. Ну, или вообще ничего не ждешь, потому что слэшер. Тут, как говорится, кому что нравится.
Но, если таки ждешь, то ожидания, как правило, оправдываются. Чаще всего это типичная девочка-подросток, эдакая серая мышка, влюбленная в лучшего парня школы, двора, университета, города (нужное подчеркнуть) или же, как второй вариант, единственная не влюбленная, а наоборот, люто презирающая его. А дальше то, о чем, несомненно, мечтает каждая девчонка. Море внимания, парень добивается ее всеми возможными способами, потому что внезапно понял, что любит. Цветы, конфеты, поцелуи под луной и, конечно же, нежный первый секс.
Дальнейшая судьба героев обычно остается за кадром. Правильно. В розовых мечтах нет места суровому быту.
Джен
От джена, по сути, можно ожидать чего угодно. От описаний природы или быта любимой кошки до преданной дружбы, прошедшей через всю жизнь или суровых реалий войны. Тут уж кто на что горазд.
На деле же выходит, что в жанре джен живут по большей части стихи. Не верите? Посмотрите популярное. Не спорю, есть и неплохие миниатюры или драбблы. Мне даже встречались несколько занимательных приключенческих миди. Но все же, большая часть - это стихи.
Почему так? Скорее всего потому, что большинство аудитории сайта больше интересуют отношения, чем абстрактные картины мира вокруг.
Фемслэш (юри)
Фем вообще как-то малочислен на фикбуке и ждать от него чего-то конкретного просто не имеет смысла. Его пишут лишь несколько популярных в узких кругах авторов. А все остальные изредка делают попытки приобщиться к данному жанру. По большей части, безуспешные. Просто ради эксперимента, пробы чего-то нового, или просто чтобы доказать себе, что «я и вот так могу».
Но так как работ в этом жанре мало, то порой хочется чего-то масштабного, повествующего о страстной или же, наоборот, несчастной любви двух девушек-девочек-женщин. Увидеть их жизнь, переживания, заботы. А выходит как всегда. Некоторое количество небольших текстов, которые вроде и полны эмоций, разных событий, но общее впечатление от них - МАЛО. Только разогнался, а уже конец.
Слэш (яой)
Тут, как правило, каждый ждет чего-то своего. Все-таки, самый популярный жанр на сайте. Неизменно лишь одно – как и в феме, оба одного пола. А вот дальше пошли различия.
Кто-то ждет отношений двух обычных парней. И, когда я говорю "обычных", имеются ввиду не мажористый голубоглазый брюнет и длинноволосый красавец с фиолетовыми волосами, а стандартные такие одноклассник Саша и Колька из третьего подъезда, которые вместе гоняют в футбол в соседском дворе, пьют вечерами пиво и ругаются матом. Кто-то ждет жарких сцен из гей-порно, или же, наоборот, развращения невинного парнишки. А кто-то спит и видит, как натурал медленно, но верно осознает свое влечение к внезапно возникшему в его жизни парню.
На деле же читателю предлагается шаблонный суррогат из набивших оскомину типичных уке и семэ. Из которых один - обязательно хрупкий блондин и до невозможности милый на внешность, либо робкий и испуганный, аки нецелованая девица, либо обладает настолько стервозным характером, что закатывает истерики похлеще любой обязательно крашеной стервы, устав от которой к нему в цепкие лапки попал брутальный самец. Непременно темноволосый и гордо терпящий все закидоны своего избранника. А дальше всегда следуют метания, капризы, нередко слезы по любой мелочи, бесконечно краснеющие щечки и всякие уменьшительно-ласкательные слова. При этом один из героев обычно ведет себя совершенно по-женски. Нет, не в плане привычек или одежды, а в плане поведения. Эдакая версия гета и его радужной мечты, где героиня внезапно мальчик. Все, выбора нет. Нет, встречаются, конечно, работы, где подобного нет и читать их одно удовольствие, но, к сожалению, они в меньшинстве.
Отдельный пункт - это так нежно любимые многими постельные сцены. Про то, что они далеки от реальности, даже говорить не стоит. В красивой истории нет места неприятным подробностям гигиены и прочих функций организма, как, впрочем, и реалистичности самого процесса. Хотя, для лучшего понимания вопроса достаточно лишь прочесть небольшую статью про данный вид секса. «Но это же фантазия!» - возразит кто-то и будет прав. Так как слэш в большинстве своем пишут особы женского пола, то, в отличие от того же гета, здесь большинство из них может полагаться лишь на свою фантазию. Но порой всё бывает настолько заверчено, что сидишь и думаешь: «То ли я чего-то не понял, то ли автор не знаком с анатомией». Не говоря уже о куче штампов, но тут уж, видимо, никуда не деться. Хорошо хоть не нефритовый стержень.
Другие миры (5 жанров)
Фэнтези
Как представитель поколения, воспитанного на творчестве мастеров жанра типа Толкиена, Джордана, Сапковского и Перумова, я представляю фэнтези как совершенный (по задумке автора, а не с точки зрения положения дел в данной вселенной) мир, с эпичными битвами, магией, великими расами, обладающими своими способностями и возможностями, присущими только им чертами. История может быть веселой или мрачной, короткой или длинной, но всегда до безумия захватывающей. Такой, что невольно хочется оказаться там. Поучаствовать в битве за Хельмово ущелье, полетать на драконе, отправиться вместе с героями в башню к Айз Седай. Да мало ли, что еще...
На деле же читатель вынужден встречаться с пародией на дешевые штампованные сюжеты Громыко и Мяхар. Вроде с сюжетом, вроде с намеком на юмор, чаще оказывающимся никчемным стебом. Где то разнообразие великих рас? Куда делись великие эльфы, гномы-работяги и мудрые драконы? Почему-то большинство существ просто обезличено. Каждый герой выглядит более-менее удачным или же, наоборот, неудачным клоном другого героя. Тут как в слэше. За исключением того, что нет места суровой реальности, хотя именно в фэнтези она особо сурова, за основу, как-никак, обычно берется средневековый уклад. А вместо этого мы видим изнеженных, избалованных, обязательно длинноволосых хрупких красавцев, даже если его дедушка был троллем, бабушка орком, а отец волколаком. Смешно, не правда ли? При этом герой обладает кучей уникальных сил, но совершенно, за редким исключением, не способен выживать в той среде, которая, казалось бы, для него естественна. Вот и получаем мы вместо интересных приключений с мечом или файерболом наперевес полный комплект гаремных интриг, когда герой попадает в плен, насильно отдан замуж, подарен в качестве выкупа (нужное подчеркнуть) и максимум, на что он способен, это мелко пакостить, объединившись со слугами. Очень редко авторы делают из непокорной игрушки настоящего героя, который таки перерезает ниточки и начинает бороться за свою судьбу.
И мне, как любителю данного жанра, очень жаль, что авторы считают достаточным того, что один из девочко-мальчиков эльф, дракон или оборотень, чтобы работа считалась фэнтези. Фэнтези - это сюжет, события, красивый мир! А мы получаем суррогат. Эдакая литературная лапша со вкусом эльфятинки.
Вампиры
Этот феномен заслуживает отдельного внимания.
Классическое представление вампиров, думаю, всем широко известно. Достаточно только посмотреть того же "Блэйда" или прочитать "Дракулу" Брэма Стокера. Они холодны, жестоки и не знают жалости. Совершенные убийцы, над которыми довлеет лишь жажда крови, ну, и светобоязнь, конечно.
Но, так как на фикбуке все в конечном итоге сводится к сексу, хотя, на мой взгляд, он возможен и в канонном варианте, хотя тут явно будет все не так радужно, как хочется многим. В результате, на выходе мы получаем шедевры лиц, взращенных на "Сумерках" и прочей мути о любви хищника к обеду. Розовые и флаффные до отвращения. Где вампиры гламурно-правильные и питаются, видимо, воздухом, чтобы, не дай Боже, не загрызть свою несчастную половину, падающую в обморок от вида крови. В лучшем случае.
Я не спорю, и в таком ключе попадаются совершенно прелестные работы, которые любо читать. И тебя уже не волнует, что вампир почти вегетарианец, что жертва не так уж и против, да и вообще много этих "что", настолько сюжет захватывает. Только вот не каждый так умеет, а те, кто не умеет, простите, конечно, но уж лучше бы писали про растерзанное горло или совсем ничего не писали. Всяко бы лучше вышло.
Фантастика
Космические полеты, стрельба из бластеров, разумные роботы, мутировавшие твари... Говорит о чем-нибудь? Правда? Думаю, тут даже не нужны подробные описания. Каждый и так живо себе представит бескрайние космические просторы или постапокалиптический мир.
Но вот на деле с этим, похоже, проблемы. Все вышеперечисленное, несомненно, фантастика. Хотя, судя по всему, авторы слабо представляют, что же это такое.
Расскажу на примере, взяв за основу все то же "популярное". Прочитав несколько совершенно восхитительных работ, Ланфи захотелось продолжить бороздить просторы космоса и последовала попытка найти эти самые просторы в популярном. В конце концов читают же что-то люди, оно им нравится, значит, должно быть интересно. Так?
Так да не так. На деле вышло, что если отбросить около семи работ по фандомам, в которых Ланфи не в зуб ногой, то в чистом остатке из пятидесяти популярных работ в жанре фантастика, на самом деле фантастикой являлась всего одна, стоящая на том самом пятидесятом месте, и, на тот момент, уже прочитанная. Удивительно, не правда ли?
А что же остальные сорок две работы спросите вы? Около 15-20 текстов(как показал опыт, в каждом жанре) - это пресловутые жанры и предупреждения. Они имеют место быть и они нравятся аудитории, тут я не спорю, но все-таки это ведь не искомый жанр. А остальное - стандартное фэнтези с эльфами, мистика или вообще повседневность, за одно единственное событие озаглавленное жанром "фантастика". Ни космоса, ни высокотехнологичных цивилизаций, ни даже какого-нибудь набившего оскомину голливудскими штамповками зомби-вируса. Даже генной инженерии, присутствующей и в нашей реальной жизни, правда, пока в пределах лабораторий и агротехнологиях, тоже нет. Ни-че-го.
Плюнув на популярное, Ланфи пошла создавать запрос уже по строгим параметрам: фантастика, ориджинал, мини-макси, статус не важен...
Итог оказался предсказуем. По причине того, что изначально не было фандомов, процентное соотношение немного сместилось, но принцип остался тот же. Из кучи выданных текстов едва ли половина является действительно фантастическими рассказами. И куда большая часть никаким боком к ним не относится.
Засим возникает вопрос: то ли авторы действительно плохо понимают, что такое фантастика, то ли просто тыкают жанры наугад "куда попал, туда и будет".
Мистика
Жанр мистика, по сути, может включать в себя все сразу и ничего конкретного. И чистым жанром, без примесей других, он может быть очень редко. Почему? Да потому, что мистика - это и призраки, и ведьмы, и паранормальные события. К слову, ангелы, демоны и оборотни - это чаще всего тоже мистика, как и вампиры, но они у нас отдельным жанром из-за слишком уж разных интерпретаций.
Тут фантазия авторов, как правило, не забегает слишком далеко, потому что возможно все. Ограничений нет от слова совсем. Пожалуй, это тот редкий случай, когда кашу маслом не испортишь. Исключение существует лишь в том, что некоторые просто не знают меры. Но тут уж, как говорится, на все воля автора.
Омегаверс
Совершенно новый и быстро прижившийся жанр. Лично я от него не жду ничего. Все неплохо раскрыто в описании жанра, но потом оно лишь обрастает красивым (или не очень) фантиком. Но тут как с конфетами. Кто-то любит "Рачки" и "Гусиные лапки", а кто-то их на дух не переносит.
Как показал опыт жевания кактуса, омегаверс - это вселенная для тех, кто хочет секса. Много секса без оглядки на физиологию. Зачем заморачиваться, если уже все готово? Природой заложено. О том, что в природе альфы никогда и не посмотрят на омегу (это такой своеобразный животный лузер, неудачник от рождения, слабейший в стае), тоже как-то предпочли забыть.
Но даже если опустить все эти подробности и физиологию альф и омег, то столкнемся все с той же проблемой, что и у большинства работ в жанре "слэш". Это гет, где у омеги по какой-то причине не тот пол. Их даже называют частенько в женском роде. "Моя омежка". Не "мой", "моя". Как девочку. И пусть тут он не должен обладать чисто мужским поведением и характером (гормоны, воспитание, тут уж не важно), именно эта доля женскости все портит. Сводит на нет все возможности и допущения. Хотя, попадаются и вполне осмысленные годные вещи. Видимо, просто авторам хватило обоснуя и вдумчивости.
Атмосфера и отношения (9 жанров)
Юмор
С юмором все сложно. У каждого разное понятие смешного, потому трудно удержать ту тонкую грань, не скатываясь в банальщину и откровенный стеб. Хорошо, когда юмор пишут талантливые авторы, но чаще всего за него все же берутся новички. А вот там юмор уже скорее для бет и более-менее грамотных читателей, потому что с оформления и самой заверченности сюжета куда смешнее, чем с задуманных шуток. Но это - частности.
В общей же массе то, что задумывается как юмор, все-таки не совсем им является. И вместо комичных ситуаций или каких-то фраз нам травят старые анекдоты, переложенные на текст истории. Нет, конечно, в большинстве случаев оно даже смешно, но не когда штампуется через раз. Петросян тоже смешно шутит, если не смотреть других комиков и не читать анекдоты в газетах-журналах.
Но тут, опять же, у всех свое мнение. Кому-то и червячки из пальцев юмор, а кто-то поймет только шутку про то, что воображаемая часть электрического поля не существует.
Флафф
Вот тут мои ожидания ни в чем не расходятся с действительностью. Все должно быть нежно, приторно и конфетно-розово? Получайте. Авторы-няшки с честью справляются с этим заданием, топя своих героев в любви и нежности.
Единственный минус здесь только при написании слэша. Ну не сюсюкают так парни. Никто и никогда. Они, конечно, допускают всякие нежности и уменьшительно-ласкательные прозвища, и котятам умиляются, и любовь свою тискают, но авторы порой доводят до абсурда.
Ничего более конкретного по этому жанру я сказать не могу, так как он мне в принципе весь одинаково противен именно за эту чрезмерную гиперутрированную няшность. Хотя хороших работ в этом жанре не в пример больше. Может быть потому, что и напрягаться особо не стоит? У девочек в крови все эти нежности. Парни, как я заметила, флафф не то чтобы не пишут, но, скажем так, строго дозируют.
Романтика
Здесь уже сложнее. Романтичные отношения - это тоже нежность и ласка, но более приземленная. Эдакий затянувшийся или же только начавшийся конфетно-букетный период. Прогулки за ручку, походы в кино и посиделки под луной.
Для авторов, видимо, тут все предельно ясно, потому что в основном все ожидания оправдываются. И нежные поцелуйки на прощание, и совместное катание на каруселях и таскание портфеля за своей пассией, цветы, конфеты, котята. Да все, что угодно, чтобы доказать большую и светлую.
Правда, некоторые рано или поздно скатываются во флафф, не сумев удержать нужное количество той самой романтичности. Но большинство все же чувствует грань.
Ангст
Вообще, "angst" переводится с немецкого как "страх". Но в фанфикшине оно используется просто как обозначение каких-то сложных, депрессивных моментов в судьбе героя. Я бы назвала это "внутренний страх". Тот самый шекспировский вопрос "быть или не быть" как нельзя лучше раскрывает этот жанр, особенно если взять его в контексте того, что от этого зависит судьба героя. Любые сильные эмоциональные переживания, неопределенность. Именно эмоциональные (или духовные), дающие нагрузку на психику. Зачастую это может быть просто пара событий, дающая эту вот ангстовость, и в чистом виде этот жанр трудно выполним, потому что так или иначе он либо вытекает из чего-то, либо переходит в новую форму в зависимости от развития сюжета.
Судя по тому, что выпадает по запросам, ангст часто путают с драмой. И хотя они немного похожи, ангст все-таки более легкая версия. Еще встречается, что его тыкают даже туда, где его вообще нет. И тут, видимо, тоже в основе лежит непонимание, потому что сами переживания большинство авторов все же умеет передавать. Исключения составляют, разве что, новички, но тут все приходит с опытом. Было бы желание.
Ужасы
Когда видишь жанр ужасы, ждешь чего-то такого будоражащего, леденящего кровь. Чтобы потом нервно подтягивать ноги на кресло, коситься на незакрытую кладовку и подтыкать одеяла, чувствуя мурашки по телу от завывшей где-то на улице собаки. Представили?
Некоторые со своей задачей честно справляются, и по прочтении тебе жутковато ложиться спать, потому что в голове то и дело прокручиваются моменты из истории. Но вот часть, я бы даже сказала большая часть, может вызвать ужас только у бета-редакторов, рискнувших взяться за сие творение. Там не чувствуются ни переживания героя, ни угнетающая атмосфера, разве что некоторое отвращение к той или иной описанной сцене. Для сравнения это как "Очень страшное кино" на фоне "Паранормального явления", "Зеркал" или "Астрала". Вроде и сделано как ужастик, а ты не знаешь: то ли плеваться, то ли ржать.
Хотя, тут тоже субъективно. У каждого свой порог жути и страха.
Даркфик
Тут обычно ждешь накала обстановки, моря тяжелых событий. Эдакая помесь драмы с кучей предупреждений. Не как в ужасах, а просто неотвратимо и мрачно.
Обычно тексты в этом жанре не разочаровывают. Тут и изнасилования, и смерти, и наркотики. В общем все, чтобы герой почувствовал себя жалким и замученным, или же, наоборот, собрал силы, чтобы с блеском пройти через все страдания, закалив характер. Но это обычно.
Еще встречаются странные тексты, в которых вроде и мрачно, но опять же с налетом "петросянщины". И снова вместо той самой сбежавшей жертвы из "Хостела" мы видим "Очень страшное кино". После прочтения таких работ так и хочется спросить: "И что это было?". И сидишь в недоумении, как говорится, "то ли я дурак, то ли лыжи не едут".
Драма
Этот жанр, в отличие от ангста, предполагает не только внутренние, но и внешние переживания и события. Тут уж на героя выливаются все перипетии судьбы. Тяжелые ситуации всех мастей, приводящие к долгим последствиям и зачастую сильно меняющие положение дел в истории.
Вот только часто попадаются тексты, в которых вместо драмы настоящий театр абсурда. К счастью, таких меньшинство.
Hurt/comfort
Для начала, наверное, стоит разобраться в том, что же это за жанр такой. "Hurt" в переводе с английского - "боль, мучения". Из этого следует, что хотя бы одному из главных героев должно быть плохо. То есть, он должен переживать какой-то душевный или физический надлом (как раз после предыдущих четырех жанров). Например, только оправился от потери близкого или попал в аварию, пережил какую-то напряженную ситуацию и теперь не доверяет людям. Это человек с трагичной судьбой, так или иначе. Может и не быть ничего страшного, но, к примеру, одиночество - тоже трагедия. И вот тут появляется второй герой, который первого из этого состояния вытаскивает. Помогает, если проблемы со здоровьем, веселит, если депрессия, помогает забыться или забыть, дарит снова веру в людей, любовь, мир (и т.д., смотря к чему лежит душа автора) и постепенно на этой почве у них возникает дружба, а затем любовь. Или он помогает первому герою найти свою любовь. Это в идеале.
Зачастую же получается нечто невообразимое.
Во-первых, за основу обычно берется либо физическое насилие, либо изнасилование. То есть действия изначально деструктивные и веры в людей не добавляющие. Очень редко, когда используется болезнь, непонимание или потеря близкого, назовем их "душевными составляющими". В итоге мы получаем испуганную жертву, в каждом видящую врага. Пол тут роли не играет - основа и итог везде одни и те же.
Во-вторых, вместо ласкового, понимающего человека, который должен героя комфортить и постепенно выводить из своего замкнутого мирка, нам предлагают эгоистичную сволочь, которая готова закрыть его от всего мира, заперев в собственной квартире. И который при этом зачастую ведет себя ненамного лучше тех самых насильников, которых герой боится. А после всего этого читатель должен поверить, что герой номер два завоевал сердце бывшей жертвы и та без оглядки в него влюбилась?
Да как же так?
Если человека долго и со вкусом избивали, не важно, родной отец или банда отморозков, то, в большинстве случаев, он будет шарахаться от прикосновений каждого, кто ему кажется хоть чуточку опасным, любого человека, выглядящего по умолчанию сильнее его. А какие у нас супер-секси-парни? Вот. То же и с изнасилованием. Об этом уже не раз и не в одной статье говорилось. Любая жертва изнасилования будет бояться мужских прикосновений, особенно слишком настойчивых, чувствовать отвращение или ненависть. Тем более, если это парень. Тут все гораздо больнее и неприятней и часто грозит больницей. А что делает наш комфортник? Он зажимает по углам, тискает в объятьях, грубо что-то доказывает и лезет целоваться. Вы верите в такую любовь? Я - нет.
Конечно, и так можно влюбиться, но не так быстро, как хотят этого авторы. Вот когда долго и ласково приручают, успокаивают и не навязывают свою близость, тогда и страхи отступают и появляется место для другого чувства.
ER (Established Relationship)
По какой-то причине этот прием не столь любим авторами. Все почему-то предпочитают писать про совращение натуралов, завоевание лучшего парня в школе и дефлорацию. Даже в ПВП почему-то предпочитают использовать только встретившихся в клубе, баре, спортзале партнеров.
А ведь после первой и последующих ночей отношения не заканчиваются. Люди ведь пишут и читают макси про одних и тех же героев, и радостно ждут сиквелы и вбоквелы к ним. Но даже во всех этих продолжениях по какой-то неведомой причине очень редко ставят галочку на сей жанр.
Это ведь всего лишь устоявшиеся отношения. Просто на момент написания текста герои УЖЕ встречаются и любят друг друга. Как Рон и Гермиона практически во всех фанфиках по Гарри Поттеру.
И ждешь от этого жанра обычно перипетии семейной или не очень жизни, со всеми ее ссорами, радостями, ревностью, а может и расставанием, а получаешь, самое большее, что-то вроде:
"Мой брат/сосед/друг пришел вместе со своей пассией" и "Они снова устроили мне концерт за стеной. Я, конечно, рад, но не каждый же день!"